Федеральным законом № 234-ФЗ от 29.07.2018г. были внесены изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса РФ, а именно были отменены государственные пошлины за регистрацию юридических лиц и ИП, внесения изменений в учредительные документы юридических лиц и их добровольную ликвидацию, закрытие ИП, при подаче документов на государственную регистрацию в электронном виде.
Напомним, что государственная пошлина за регистрацию юридического лица составляет 4000 рублей, за регистрацию ИП 800 рублей, за внесение изменений в учредительные документы и ликвидацию юридического лица 800 рублей, за закрытие ИП 160 рублей.
С «01» января 2019 года государственную пошлину можно не оплачивать в случае подачи документов в электронном виде.
Законодательством РФ подача документов в электронном виде может быть осуществлена тремя способами:
- Самостоятельная подача документов через сайт ФНС – nalog.ru, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (далее ЭЦП).
- Подача документов через нотариуса, который отправляет документы, заверенные своей ЭЦП.
- Подача документов через МФЦ.
Разберем нюансы каждого из представленных выше способов.
1. Подача документов через нотариуса
Данный способ подачи документов освобождает заявителя оплачивать государственную пошлину. Однако в этом случае действительно сэкономить вряд ли получится, так как придется заплатить за нотариальное заверение подписи на заявлении и за саму услугу по подаче документов в налоговую. Общая сумма расходов может составить 3000 – 6000 рублей, в зависимости от региона проживания
2. Подача документов через МФЦ
В МФЦ заявитель должен предоставить учредительные документы, установленные законодательством РФ, и заявление, форма которого утверждается регистрирующим органом. Подпись на нём должна быть заверена нотариально. Стоимость услуг по заверению подписи на заявлении составляет 1000-2000 рублей.
Существенным недостатком данного способа подачи документов является то, что учредителю сначала придется посетить нотариуса, а затем ехать в МФЦ. На это может уйти достаточно много времени.
Кроме того, перед тем как воспользоваться данным способом подачи документов, рекомендуется уточнить в налоговой или МФЦ реализовано ли взаимодействие между этими организациями по средствам электронного документооборота.
В Ивановской области, несмотря на то, что положение закона об электронном документообороте между МФЦ и налоговым органом было принято в апреле 2018г., до сих пор на деле это не реализовано: при подаче документов через МФЦ потребуют оплатить госпошлину.
Также перед походом в МФЦ следует уточнить список центров, которые уполномочены на прием документов на государственную регистрацию, т.к. не все МФЦ заключили договора с налоговой.
3. Самостоятельна подача документов в налоговую
- Основными преимуществами данного способа являются: минимальные расходы (если ЭЦП уже есть или поиск наиболее выгодного предложения по ее изготовлению);
- минимальное время, затрачиваемое на подачу документов.
Основным минусом этого способа является необходимость оформления ЭЦП и установка ее на рабочий компьютер, что требует специальных навыков. ЭЦП в дальнейшем можно использовать для регистрации новых компаний или ИП, а также использовать ее на других государственных сайтах и на портале Государственных и муниципальных слуг.